Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация
Газета Радио Радио Радио Радио Радио

О женщине, что книга среди книг

Заливистый школьный звонок. 20-минутный перерыв. И снова в «трудный бой», где покой нам, педагогам, только снится. Борьба с ленью Максима, почерком Маши, ошибками «по невнимательности» Саши… И опять к ребятам: к их удивлённым глазам, пытливым и сомневающимся умам, к их желанию заново изобрести колесо и обязательно всё подвергнуть сомнению… Но это чуть позже. А пока у меня не менее важное дело: забежать к Лидии Васильевне, спросить о последних изменениях в материалах ЕГЭ и поинтересоваться её мнением по поводу одной из современных методик преподавания. Она, точно, всё знает и во всём разбирается.


Лидия Васильевна Харченко, учитель русского языка и литературы каневской СОШ №1, известна педагогической общественности далеко за пределами Каневского района. Её авторитет непоколебим, слово и опыт весомы. Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, обладатель гранта президента, учитель высшей квалификационной категории… И это лишь начало списка её достижений. Осталась пара минут. Пытаюсь пробраться сквозь плотное ученическое оцепление к более опытной и мудрой коллеге. А дети наперебой рассказывают, спорят, спрашивают:
– А это кто?
Лидия Васильевна – за учительским столом, как обычно, в окружении шумной детской компании. Маленькая, хрупкая, утончённая, с распахнутыми глаза­ми, через которые вырывается наружу чистая и добрая душа. Перед ней – огромный альбом. Аккуратно сложенные фото (аккуратность – её визитная карточка), школьные записочки, ученические сочинения, уже пожелтевшие от времени вырезки из газет…
– А это, дорогие мои, Алёша Березнев. Это он здесь, в 1988-м, десятиклассник, серьёзный и ироничный юноша, а нынче военный, подполковник медицин­ской службы. Основательный, ответственный, отзыв­чивый, требовательный… Говорит о выпускнике, а словно себя описывает.
– А это Игорь Козаков, физик и лирик в одном лице. Получил серьёзную профессию инженера-дорожника. А через 20 лет после школы запел, стал писать рассказы. Жаль, конечно, что не печатается. Сядь он опять за школьную парту, мы бы с ним…
Наверняка, учитель-романтик в своё время разгля­дела родственную душу, и метафоры с эпитетами упали на плодородную почву.
– А это Денис Драпов. Мы с ним вели в школе радиопередачи. Я ему обычно ставила четвёрки – никак не успевал он дописывать сочинения. А жизнь оценила на высший балл. Он окончил журфак. Работал военным журналистом, прошёл горячие точки. Ветеран боевых действий, Денис сейчас живёт в Москве и трудится в Центральном доме Российской армии. А начинал с юнкоровских заметок в местной газете «Каневские зори».
Вероятно, тяга к словотворчеству тоже от любимой учительницы.
– О, знакомое лицо!
– Да, этот симпатичный парень – Мирослав Душенко, студент Московского театрального колледжа Олега Табакова.
– Вы вырастили актёра?
– Тут нет моей заслуги, – скромничает Лидия Васильевна. – Мирослав ещё с начальной школы был заядлым театралом и примерял на себя самые разные роли. А раскрыться его таланту помогла руководитель театральной студии Ольга Ивановна Кулик.
– Да здесь же сотни лиц! И Вы помните всех своих учеников? А нас будете вспоминать? – удивлению Юли из 9 «А» нет предела.
– Как же вас забудешь, любопытных и непоседливых, озорных и шаловливых, настойчивых и упрямых? Школа – это моя жизнь.

Дорога в жизнь
Лидия Васильевна никогда не мучилась сомнениями, связанными с профессиональным выбором. Она сделала его задолго до окончания школы. Незаурядные педагогические способности разглядела в ученице СОШ № 4, где та заканчи­вала 8 классов, учительница русского языка и литературы Анастасия Ивановна Морозова. Она и повлияла на профессиональный выбор воспитанницы, сказав однажды: «Вот пойти бы тебе, Лидочка, в учителя!». Лидия Васильевна совету последовала и никогда об этом не пожалела. Счастливые студенческие годы в Кубанском государственном университете промелькнули незаметно. Вместе с дипломом «филология» Лидия Васильевна получила и распределение – Калмыкская АССР, Яшалтинский район, Ульяновская национальная немецкая школа.
– Среди немцев было немало сектантов, – вспоминает Лидия Васильевна. – А я как организатор внеклассной работы должна была вести разъяснительную работу среди детей. Такая деятельность не могла не встретить жёсткого отпора. Но на моей стороне был советский закон. Кстати, несколько месяцев назад я получила привет из далёкой Калмыкии. Каково же было моё удивление, когда в социальных сетях меня нашёл Вильгельм Майер, десятиклассник 1975 года, моего первого года работы в школе. Он мне прислал старое фото, где я, конечно же, узнала и себя, и тогда ещё Василия Майера…
Три непростых года работы в степях Калмыкии стали серьёзной школой выносливости для юной, хрупкой и домашней девушки. Душа тянулась к Бунину и Толстому, а приходилось вести разъяснительную воспитательную работу. Но Лидия Васильевна, романтичная мечтательница и убеждённая оптимистка, в сложное время и в непростых условиях сумела найти прелесть и очарование – Манычские озёра, степь, покрывающуюся весной сплошным ковром тюльпанов…
Домой
В 1978 году Лидия Василь- евна возвратилась домой, в большую педагогическую семью Каневского района. Сначала работала организатором внеклассной работы в 11-й школе, а в 1982 году вошла в тот кабинет СОШ № 1, из которого 12 лет назад выпорхнула во взрослую самостоятельную жизнь, учителем русского языка и литературы. Вошла, чтобы остаться здесь навсегда. Теперь её судьба на долгие годы пролегла коридорами родной первой школы. Вчерашние учителя девочки Лиды стали коллегами юной Лидии Васильевны. Они продолжали учить, но уже не грамматике, а искусству быть педагогом. И опять научили на высший балл. Только теперь награда не медаль за особые успехи в учёбе, а высокая оценка труда коллегами и восхищённые, восторженные взгляды учеников, их взлёты и желание поделиться радостью с любимым учителем.
В творческом поиске
Труд учителя – постоянная отдача душевных сил, постоянная смена ситуаций. По нагрузкам на нервную систему психологи даже ставят в один ряд педагога с лётчиком-испытателем. Что стоит порой учителю один только урок – 45 минут? Молниеносная реакция, неожиданный вопрос, импровизация, взвешивание (шалость или хулиганство?), полная ломка уже продуманного плана урока, постоянное переключение с одного вида деятельности на другой. И при всём этом нужно держать в поле зрения весь класс, 30 таких разных учеников.
– Я живу в постоянном пе­дагогическом поиске и горении. Мне интересно так! Ищу новые формы для урока, беру на вооружение интересные педагогические идеи. Люблю, когда занятие превращается в какое-то действо: каждый работает, ищет, сомневается, доказывает… И это не методика для методики, как у Фета, искусство для искусства. Это методика для ребёнка. Интересные формы урока, которые помогают раскрыть способности каждого ученика, дать ему возможность что-то узнать, понять, испытать яркие эмоции, прожить жизнь литературного героя… Мы не знаем, какие трудности ждут наших детей на их большом жизненном пути, я хочу, чтобы здесь и сейчас они были успешны и счастливы.
Пока учительством горим…
О новомодном психологическом термине «профессиональное выгорание» Лидия Васильевна, конечно же, слышала, но что это такое, она не знает.
– Узнала бы, сразу бы ушла! – признаётся коллега.
Так где же эта миниатюрная, хрупкая женщина с железным стерженьком внутри находит силы, чтобы столько лет подряд искренне радоваться каждому новому школьному утру и с полной отдачей работать с детьми и ради детей?
– В общении с людьми, которые окружают, – ни на минуту не задумываясь, отвечает Лидия Васильевна. – А на людей мне очень везёт. Рядом творческие и человечные коллеги, мудрая администрация, которая всегда поддержит и разделит даже самую смелую идею, добрые и искренние дети.
Вместо эпилога
Многие учителя стремятся быть Учителем с большой буквы, но есть среди них и те, которым от природы дано быть такими. И тогда говорят: «Повезло с учителем». Повезло учащимся СОШ № 1, обучающимся русскому языку и литературе у Лидии Васильевны Харченко. Повезло и нам, педагогам, с коллегой, умной и мудрой, эрудированной и преданной профессии, стойкой, цельной, человечной, порядочной, женственной и очаровательной.
Как стать учителем, которого ценят ученики? Почему Пушкин и его друзья-лицеисты любили Куницына, Женька Столетов – слепого учителя истории Радина? Почему уже более 40 лет ребята внимают каждому слову любимой Лидии Васильевны? Вот что нужно попытаться уловить, понять, осознать, почувствовать… А с изменениями в ЕГЭ или инновационной методикой… позже разберусь сама.

Татьяна ИГНАТЕНКО,
учитель русского языка и литературы СОШ № 1

Читайте также