Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация
Газета Радио Радио Радио Радио Радио

Дом, в котором рождается праздник

5 ноября Каневскому РДК – 45! Для некоторых его работников он на долгие годы стал родным домом. В их числе – Владимир Харченко, который руководил Дворцом с 1985 года, сейчас возглавляет отдел культуры администрации района, и Светлана Багдасарян, отдавшая этому центру культуры 43 года, последние 6 – в роли директора. Они больше других знают, как жил районный Дворец культуры, как стал флагманом и как пережил закрытие из-за пандемии.


– Владимир Дмитриевич, Светлана Николаевна, я поздравляю Вас с юбилеем! 45 лет – это много или мало для РДК?

Владимир Харченко: – Для учреждения культуры, наверное, мало. Это возраст, когда ещё всё впереди, есть перспективы роста. Если сравнить за 35 лет, сколько мы работаем со Светланой Николаевной, то вот какая статистика получается. В 1985 году проводилось 150 – 160 мероприятий в год, по итогам 2019-го – их почти 1.000. Это и большие театрализованные праздники, и выставки, и детские мероприятия. На них побывало почти 900.000 человек.

В 1985 году было всего пять кружков: народный цирк «Калейдоскоп», по два – кройки и шитья и секретарей-машинисток. Сейчас 44 клубных формирования, которые объединяют почти 1.600 участников. 8 самодеятельных коллективов носят почётное звание «Народный» или «Образцовый». Три наших коллектива участвовали в церемониях открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи. Это самое большое участие коллективов ДК края.

Примером для всего края является и наш опыт по организации платных услуг, потому что Каневской РДК зарабатывает более 7 миллионов в год. А началось всё в 1985 – 1986 годах в качестве эксперимента по предоставлению платных услуг, в нём участвовали 20 домов культуры России, в том числе и наш РДК. Мы одни из первых в 1990 году перешли на новые условия хозяйствования. Более широкие хозяйственные права давали возможность и зарплату увеличить, и пригласить на работу хороших специалистов. В 2007 году Каневской РДК стал первым автономным не только в крае, но и в России. К нам обращались за опытом. У нас учились специалисты из Оренбургской области и других регионов, не говоря уже о нашем крае.

Светлана Багдасарян: – Эта информация говорит о том, что 45 лет вроде по годам это и не много, а по сделанному – вполне достаточно. Для меня, я пришла в это здание в 1977 году, это огромная жизнь. Я из тех счастливых людей, которые, чтобы никогда не работать, полюбили свою работу настолько, что жизнь и работа стали единым целым.

– Вообще, Вы представляете себя вне культуры и вне стен РДК?

Светлана Багдасарян: – Нет, конечно. Потому что одна попытка уйти из стен РДК, завершилась тем, что я снова сюда возвратилась. Потому что здесь моё место, здесь моя работа. Здесь всё то, что называется моя жизнь!

– Владимир Дмитриевич, а если бы Вы не пошли в культуру, кем бы ещё могли быть?

Владимир Харченко: – Сейчас даже не могу представить, если бы не в культуру. Но, оканчивая 10 классов, я не знал, куда идти. Попались друзья, нас пять человек, и пошли учиться в культуру. Я сначала думал, как можно в культуру пойти, такой большой талант нужен, и боялся. Но пошёл, поступил с первой попытки в Краснодарский институт культуры, окончил театрально-режиссёрское отделение. И я счастлив, что попал в данную профессию, и сейчас я просто не мыслю себя без неё.

– Светлана Николаевна, за 45 лет Каневского РДК и за те годы, что Вы здесь работаете, многое изменилось: ремонты, оборудование, кадры. А что всё-таки осталось неизменным?

Светлана Багдасарян: – По моим творческим подсчётам, это дух РДК. Это статус районного Дворца культуры, которыё в любые времена, сколько бы не было коллективов, какая бы не была статистика, мы никогда не теряли. Именно дух, который я ощущаю и осязаю. Дух районного Дворца культуры – ни шагу назад, ни шагу вниз, только та планка, которую взяли, выше можно, ниже никак нельзя. Тот, с кем мы разговариваем на одном языке, тот понимает, что это как раз и есть культура. Те, кто приходит к нам, удивляются, что в этом здании от входа говорят «Добрый день!» или «Здравствуйте!», что всех работников от дворника называют по имени-отчеству. Здесь рождается творчество, здесь оно развивается, проходит на какой-то уровень. И здесь тот дух, который привнесён не нами, сидящими здесь, а предшествующими поколениями. И лишиться его, выхолостить, мы просто не имеем право. Это на века.

Владимир Дмитриевич, с чем можно сравнить Каневской РДК

Владимир Харченко: – С родным домом. На работу хочется идти. С удовольствием и в выходной день, и в праздники. И все работники так относятся. Это наш общий дом. Все мы – работники культуры, мы не разделяем режиссёра от уборщика или рабочего, все это понимают. И если нужно делать мероприятие, то мы все вместе.

К нам если приходят на работу, то не бывает так, что работает человек год, а потом ушёл. Если он не выдерживает темп, то уходит почти сразу, в течение месяца. Если остаётся, то остаётся навсегда. Костяк в нашем Доме культуры – это люди, проработавшие здесь 30 лет и больше, таких, наверное, около 20 человек. Они посвятили себя РДК. И, конечно, это наши замечательные династии: Кирячок, Багдасарян, Батаевы, Теличенко, Удод, Шиманские.

Сейчас в РДК 110 работников, из них 30 человек – от дохода платных услуг населению, то есть содержатся за счёт нами заработанных средств. Ежегодно мы увеличиваем объёмы платных услуг, а значит, можем и какие-то ремонты проводить, в общем, улучшать материальную базу нашего любимого районного Дворца культуры.

Большое спасибо министерству культуры края, которое одним из первых обратило внимание на наш Дворец культуры и выделило средства из Фонда развития культуры. Масштабный ремонт был в 2012 – 2013 годах. На внутреннее и внешнее преображение Каневского РДК всего израсходовано 45 млн рублей: 28 млн – краевые средства, 6 млн – наши собственные, остальные – из районного бюджета. Спасибо администрации Каневского района за стопроцентную поддержку РДК и культуры района в целом. Нет ни одного нерешённого вопроса, с которым бы мы не обратились.

– Владимир Дмитриевич, Светлана Николаевна, каким видите РДК через 10, 20 или 30 лет? И есть ли такие люди, которые подобно вам будут вести вперёд за собой?

Владимир Харченко: – Я думаю, что есть. Массово молодёжи нет. Приходят на работу, хочется посмотреть, что человек может, предоставить. Но некоторые молодые не выдерживают нашего темпа работы. Есть несколько человек, которые пришли и попали в точку, которые будут работать и останутся так же навсегда в этом учреждении.

Каким видим РДК в дальнейшем? Будет больше зрителей и посетителей. Он останется незабытым, как и сейчас. В связи с пандемией мы работаем в онлайн-режиме. И в этом есть положительные моменты. Появились новые посетители, которые раньше не приходили сюда, а посредством Интернета мы смогли их привлечь. В любом случае откроемся. Пандемия когда-то закончится, мы надеемся. Все работники этого ждут, все скучают. Ведь что такое творческие работники без зрителя или руководители кружка без участников? Ждут и сами участники, их бабушки, дедушки, папы, мамы, ежедневно спрашивают. Как только разрешат – откроем. Когда мероприятия будут выходить вживую, останутся и онлайны, параллельно будут идти. Нас смотрят, нас читают, с нами общаются.

Светлана Багдасарян: – Да, у нас растут подписчики не по дням, а по часам. Дух времени, конечно, мы будем шагать в ногу со временем. Мы не сможем быть в стороне от этого. Но мы всегда останемся тем домом, в котором рождается праздник. Это наша основная задача. Принципиально содержание нашей работы не изменится. Это старое, доброе, мудрое, вечное, которое будет всегда жить.

– Легко вписались в новые условия или были сложности с переходом на онлайн?

Светлана Багдасарян: – Мы, конечно, столкнулись с трудностями, потому что мы, руководители, относимся к тому поколению, которое с Интернетом не очень шибко управляется. Но тут счастье, что есть будущее у Дворца культуры, есть молодёжь, которой оказалось всё по плечу. И формы интересные есть, кроме традиционных онлайн-концертов, юбилейных и праздничных по календарным датам, это интересные игровые программы, и подписчики у них растут и растут, флешмобы и другие современные формы. Мы верим, что через онлайн-формат можно находить своего потенциального посетителя. Всё новое – это замечательно. И когда молодёжь говорит, что у нас уже столько подписчиков. Ну и замечательно. Потому что из интернет-пространства люди придут к нам. Они на улице встречают: ну когда, ну когда. Так что мы востребованы!

– Владимир Дмитриевич, капитальный ремонт, масштабное и шикарное преображение здания внутри и снаружи, Вы уже пережили. Что-то ещё планируется улучшить, благоустроить, оснастить?

Владимир Харченко: – Сейчас мы вошли в краевую программу по свету. 2,5 млн рублей мы получим, чтобы осветить сцену и сделать освещение зала посовременнее. С аппаратурой уже лучше, в прошлом году администрация района помогла нам средствами. Если раньше на массовые мероприятия на улице мы брали аппаратуру в аренду и платили 300 тысяч за один вечер. То, заплатив один раз 2 млн и приобретя эту аппаратуру, мы значительно сэкономили, ведь летом у нас практически еженедельно воскресные вечера в парке у фонтана проходят.

– То, что Каневской районный Дворец культуры в разные годы был флагманом, Вы уже рассказали, а как сегодня на фоне других ДК края мы выглядим?

– В связи с Законом о самоуправлении в некоторых районах исчезли районные Дворцы культуры. Спасибо нашей администрации, что нас услышали и оставили этот статус. И мы работаем. В крае 1.100 ДК, по оценкам специалистов и коллег, мы входим в пятёрку лучших.

Анжелика Коваленко

 

 

Читайте также